Тема 8.Морибана и нагеирэ, выражающие сочетание прямых и изогнутых линий
 | Рис. 109. Морибана или нагеирэ, показывающие сочетание прямых и изогнутых линий |
Здесь учитываются две характерные особенности линий – прямолинейность и изогнутость.
В этих композициях нужно постараться показать особенности прямых и кривых линий, чтобы они не смешивались беспорядочно и чтобы смысл использования этих двух линий был четко и ясно выражен в композиции. Но слишком разделять эти линии тоже бессмысленно, т. к. композиция уже не будет восприниматься единой. Даже если для выражения прямых линий используется один вид растений, а для кривых – другой, надо стараться, чтобы между обеими линиями и в пространстве между ними были тесные отношения и чтобы была какая-нибудь общность в их цвете и фактуре.
В элементы для икэбаны с прямыми и изогнутыми линиями не забывайте включать и контуры сосуда. В зависимости от формы сосуда, меняется и роль растительных материалов.
Смело создавайте крупные композиции – это развивает мастерство аранжировщика и позволяет более гибко относиться к большим и малым пространствам.
Тема 9. Свободная композиция с использованием эффекта «массы»
 | Рис. 111. Свободная композиция с использованием эффекта "массы" |
«Масса» образуется, когда растения собираются вместе и красиво преображаются в определенную форму. В некоторых случаях мы имеем дело с растениями, которые по своей природе собраны в «массы». «Масса» может быть сформирована из цветов, листьев, из веточек; «масса» создает объем. Она используется как часть аранжировки и представляет собой важное средство выразительности в икэбане. Можно одной «массой» создать одну композицию, а можно в одной композиции использовать несколько «масс». Чтобы усилить выразительный эффект «массы», можно добавить элемент линий. Неплохо использовать для «массы» разные по цвету и фактуре виды растений и этим придать композиции глубину и разнообразие. Кроме того, можно решительно подстричь растение и придать ему необыкновенную форму. «Масса» из цветов в композиции может сочетаться с ветками и цветами различной формы. В других случаях «масса» сочетается только с другой «массой», а также с вазой (по форме и колеру).
Тема 10. Свободная композиция, обозреваемая со всех сторон
 | Рис. 112.Свободная композиция, обозреваемая со всех сторон |
И большая аранжировка, и маленькая, предназначенные для какого-либо общественного места или для холла современного помещения, должны одинаково хорошо выглядеть и быть красивыми со всех точек наблюдения. Значит, еще в процессе подготовки аранжировку следует рассматривать со всех сторон.
Особенности растений проявляют себя по-разному, в зависимости от того, смотрите вы на композицию спереди или сзади. Нельзя допускать монотонности, однообразия разных сторон композиции.
Одна и та же ветка выглядит по-иному в зависимости от угла зрения. Таким образом, в процессе создания композиции нужно тщательно обдумывать и оценивать будущий результат. Возможно, в композиции возникнут так называемые мертвые пространства, но обидно будет, если ликвидация этого пространства сделает композицию слабенькой и неинтересной. Важно постараться создать в этом месте некую убедительность и яркую выразительность.
Умение использовать растительный материал наилучшим образом означает, в конечном счете, способность отыскать самую прекрасную черту растения. Такое открытие каждый делает по-своему, и один и тот же человек не всякий раз находит одинаковые свойства у того же самого растения.
|