Фронтальное и в определенной степени плоскостное решение композиций в настоящее время является пережитком прошлого. Токонома стала широко популярна примерно в середине эпохи Эдо и сохранялась в течение столетий. Но в наши дни совсем немногие дома сохранили токонома, а средневековые традиции в икэбане цепко держатся. Сейчас в любой квартире найдется место (гостиная, прихожая), которое можно оживить икэбаной. Имеются также различные пространства на рабочих местах, в общественных помещениях, на выставках. Поэтому далеко не везде пригодна односторонняя икэбана. Необходимо изменить прежнее представление об икэбане и считать ее объемной. Это заложено в основу системы обучения. Однако это не означает отказа нового руководства школы от изучения существующих в Согецу учебных форм и вариантов композиций. Но и здесь Хироси Тэсигахара вносит поправку, а именно – в расстановку дополнительных элементов. Например, в основной форме, чтобы придать большую глубину композиции, следует изменить расположение дополнителей к третьему элементу (хикаэ), которые сейчас дружно все направлены вперед, а тыльная сторона композиции пуста, и композиция в целом выглядит плоской. Если даже один дополнительный цветок или 1-2 дополнительные ветки ко второй главной ветке наклонить к тыльной стороне, тогда заднее пространство композиции заполнится и станет красивым. В последние годы Согецу обнаруживает новый и смелый подход к самому растительному материалу, используемому для икэбаны. Раньше при создании композиции все внимание сосредотачивалось на цветках, как на самом прекрасном, что есть в растениях. Но, исследуя разнообразные стороны и свойства разных видов и форм растений, можно находить в них новые прелестные декоративные и конструктивные качества для икэбаны, позволяющие увидеть богатство и обаяние растительного мира с другой, необычной точки зрения. Хироси Тэсигахара обратил внимание на возможность нетрадиционного использования бамбука. Полый, еще зеленый стебель бамбука разрезают на продольные гибкие ленты, которые используются затем в композициях в вазах, создавая необыкновенные, причудливые изгибы, переплетения, замкнутые и иные пространства в них, интересные контрастные сочетания с ветками, цветами и вазами. Но еще более необычное впечатление производит бамбук только надрезанный, когда его ремневидные полосы остаются скрепленными целыми участками с одного конца стебля (эти участки могут быть различной длины). Такие «фонтаны-струи» из гибких лент бамбука весьма эффективно выглядят на газонных пространствах или водной поверхности, когда ветер колышит их, делая всю композицию динамичной и живой. Начиная курс обучения в своей школе, Хироси Тэсигахара обращается к ученикам с такими словами: «Вы собираетесь изучить икэбану по школе Согецу, и сейчас, когда вы находитесь на пороге богатого и чудесного мира творчества, я надеюсь разделить с вами эту радость через искусство икэбаны. Радость творчества заложена в основу человеческой натуры, и каждый из нас вправе ее ощущать. Эта радость воодушевляет нас, она обладает силой, способной заменить смысл нашей жизни. Стоит хотя бы один раз приобщиться к ней, как вы поймете, насколько жизнь, лишенная ее, была бесцветна. Мы вступаем в этот мир, ведомые прекрасным растительным материалом. Прелесть икэбаны безмерна и доставит вам огромное удовольствие. Время, что вы проведете в общении с растениями и цветами, принесет вам радостное ощущение, с которым вы будете изучать наше искусство». Особенностью школы Согецу является то, что каждый может ставить композиции в любое время, в любом месте, в любом сосуде и из любого материала. Икэбана должна всегда передавать не только течение времени, но быть прекрасной и привносить в вашу жизнь ощущение свежести. Сами по себе цветы являются творением природы, а икэбана – результат творческой деятельности человека. Как бы ни был прекрасен цветок, он является частицей природы, а мы используем его для того, чтобы создать красоту, отличающуюся от его природной, естественной красоты. В школе Согецу есть некоторые правила построения композиции, но нет категорических догм, а правила эти гибки. Поиски способов воплощения мира современных ощущений или переживаний при помощи цветов и растений – это и есть икэбана по Согецу. Кому-то может показаться, что начальные занятия икэбаной неинтересны, что бессмысленно повторять основные формы и варианты композиций. Но это ошибочное убеждение. Изучение форм и вариантов можно сравнить с гаммами в музыке и эскизами в рисовании. Без освоения основной техники в дальнейшем придется столкнуться с серьезными трудностями. Софу постоянно говорил, что именно в начальной стадии занятий следует как можно больше ставить композиций. Если встречаться с множеством разнообразных растений, обнаруживать в них самый нужный для творчества элемент, научиться его обрабатывать, тогда, в каком бы месте не пришлось ставить композицию, в каком угодно сосуде и какое бы растение не встречалось, аранжировщик не растеряется. Что надо знать с самого начала. Занятия в школе Согецу начинается с освоения форм композиций, которые составляются из трех основных веток; позиция их меняется согласно простейшим правилам, в результате чего постигаются основы многообразных форм икэбаны. Сначала следует твердо усвоить, как изменяются формы композиций в зависимости от перемены мест, углов наклона, направлений веток и какое пространство образуется в результате этого. Икэбана имеет высоту, ширину и глубину. Для того, чтобы создать простейшую композицию, достаточно трех основных разновеликих элементов (ветки, цветы, листья и др. растительный материал).

| Рис.65.Главные и дополнительные элементы композиции на схемах |
Самая длинная ветка, играющая наиболее важную, определяющую роль, называется син (иногда «А») и на схемах обозначается кружком; второй по длине главный элемент – сиэ («В») обозначается квадратом, а самый короткий элемент – хикаэ («С») обозначается треугольником и дает едва ли не наибольший эффект, особенно цветовой. Встречаются и такие разветвленные ветки, у которых одна из ветвей может служить как син, а другая – как соэ. Такие ветки особенно ценны для высоких ваз с узким горлом. В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ – цветы, но могут быть и другие комбинации. Например: все три главные элемента – ветки или все они – цветы, реже в качестве син и соэ – цветы, а хикаэ – ветка или лист. В икэбане решающее значение имеет то, каким образом ставится хикаэ. Даже если син и соэ расставлены великолепно, то этого недостаточно, если хикаэ не поставлено хорошо. В выражении икэбаны, даже в самых простых формах, хикаэ обязательно присутствует. Есть икэбана без син или соэ, но икэбана без хикаэ немыслима. Между главными устанавливаются дополнительные ветки и цветы (дзюси, с обозначением «Т»). Количество их не регламентируется и зависит от художественного вкуса аранжировщика, характера растений, величины и пышности задуманной композиции. К каждому главному элементу – свои дополнители, различные по длине, но все обязательно короче его и направлены в ту же сторону. Кроме длины надо продумать и местоположение дзюси. Они должны быть поставлены так, чтобы не мешать выражению замысла композиции. Когда возникнет необходимость в многочисленных дзюси, не следует их ставить равномерно подряд, а только там, где надо акцентировать какое-то место в композиции. Обычно вспомогательные ветки бывают той же природы, что и главные, а к цветам добавляют такие же цветы, но иногда к веткам подходят цветы, а к цветам небольшие нежные веточки. Каждая учебная форма и вариант имеют свою графическую схему в двух ракурсах (вид сбоку и вид сверху). На схеме показано соотношение длины основных элементов (син, соэ, хикаэ) и дополнителей, направление и углы их наклона. Учащийся должен хорошо и читать, и рисовать эти схемы.
|