Учебник

В начало  Вперед  Назад

ШКОЛА СОГЕЦУ(продолжение)

Тема 29. Аранжировка, подчеркивающая красоту воды

Рис. 131. Композиция, подчеркивающая красоту воды

Вода не только сохраняет свежий вид растений в композициях, н может стать и главным ее художественным компонентом. В таком случае мы стремимся сосредоточить на ней внимание в большей степени, чем это делали в аранжировках с плавающими растениями. Сосуд может быть плоским. Это может быть стеклянная или пластиковая ваза любой формы. Так как вода является главной чертой композиции, надо, чтобы другие используемые материалы подчеркивали это. Окраска растений или пластикового бруска в стеклянной посуде, отражающей свет, может в некоторых случаях усилить прозрачную красоту воды.

Испробуйте разные способы, чтобы выявить и подчеркнуть красоту воды.

Тема 30. Аранжировка, в которой изменен изначальный вид растительного материала

Рис. 132. Композиция, в которой изменен изначальный вид растений

Для создания композиции из растений используются обычно отдельные их части в том виде, в каком их создала природа. Собранные вместе умелой рукой в определенном порядке, они образуют выразительные художественные формы. Но мы можем компоновать части растений не только в том виде, в котором мы привыкли наблюдать их растущими ну кусте, клумбе или грядке, но и группировать их расчлененные части, например, листья, стебли, плоды и т. д., и тогда растение предстанет перед нами в сильно измененном, необычном, а иногда неузнаваемом образе. Но художественный эффект получится самым неожиданным и огромным. Одно и то же растение может быть представлено в свежем и сухом виде.

Конечно, беспорядочное кромсание растения не создаст композицию, которую имеет в виду настоящая тема. Важно представить, какую роль будет играть фрагмент растения в возрождении его в новом облике.

Разобрав одну ветку, мы порой с удивлением обнаруживаем, что каждая ее часть имеет свое выражение. В грубоватой ветке вдруг встречаешь удивительно нежные, деликатные листья, и это становится важным открытием и служит тому, чтобы придать композиции глубину и разнообразие. Не упускайте из виду эти открытия и используйте их в своих работах.

Таким образом, из одного растительного материала, из одной формы мы создаем совершенно новые формы, новую красоту. Вспомните слова Софу в «Завещании цветов»: «Цветок, поставленный в композиции, перестает быть цветком, он становится человеком».

Нет правил, предписывающих тот или иной способ срезки, расчленения и компоновки растительного материала. Каждое растение можно преобразить по-разному. Все зависит от наблюдательности, фантазии и художественного вкуса аранжировщика. Композиция может строиться из одного и более видов растений.

Тема 31. Композиция в прозрачных сосудах

Рис. 133. Композиция в прозрачном сосуде

Стеклянная посуда в Японии раньше использовалась сравнительно мало, но теперь, когда производство стекла значительно увеличилось, расширилось применение его и для цветочной аранжировки. В старину стеклянную посуду использовали только в весеннее и летнее время, в наши дни делают это круглый год. Стеклянной посуды для икэбаны стали пользоваться свободно, по усмотрению и вкусу аранжировщика.

Конечно, прозрачность, легкость и свойственные стеклянной посуде чистота и ощущение осенней прохлады подходят и к весеннему и летнему сезонам, но следует перешагнуть через привычные понятия и ощутить в стекле прелесть растений всех времен года, тем более что довольно часто в икэбане главная роль отводится воде.

Композиции в прозрачной вазе строятся не только над вазой, но и в самой вазе и даже в воде. Иногда же растения размещают целиком в сосуде, не вынося их за его пределы. В прозрачной вазе видно ее содержимое, что обычно нежелательно, но может стать и ее преимуществом, например, при создании интересных и оригинальных аранжировок, в которых активную роль играет именно прозрачность стекла. Очень часто внутри непрозрачного сосуда от глаз наблюдателя скрываются красивые основания растений, их сочетания, перекрещивания, которые могли бы дополнить красоту аранжировки над вазой.

Когда создается композиция в обычной керамической вазе, то соотношение растительного материала к вазе составляет примерно 7/3; однако, если посуда стеклянная, это соотношение меняется в пользу сосуда, так как он обретает главенствующую роль и, ставя цветы, нужно стараться подчеркнуть его достоинства.

Поставленная в стеклянную вазу, композиция кажется воздушной, создается впечатление, будто она парит в воздухе.

Красота некоторых цветов, например, душистого горошка, герберы, фреезии, цикламена, выгодно подчеркивается именно в стеклянных вазочках. Некоторые же мастера икэбаны специально пользуются стеклянной посудой, чтобы устраивать оригинальные композиции с опущенными под воду цветами или листьями.

Красиво, богато и необычно выглядит аранжировка, где над вазой возвышаются, к примеру, несколько гербер, а в воде, как их отражение, видны 1–2 цветка этих же растений. Можно также поместить в воду согнутый вдоль стенки сосуда стебель драцены, часть которого выставляется из вазы, добавить немного цветов, например, лилию. Бывает так, что достаточно в сосуд бросить 1–2 лимона и добавить к ним какой-нибудь цветок, чтобы получилась вполне законченная привлекательная композиция.

В прозрачной вазе обычное крепление для веток и цветоножек не подходит, так как нельзя пользоваться вспомогательными подпорками и др. Приходится искать иные способы. Лучше всего, конечно, устойчивые переплетения из декоративного материала в воде.

В крайнем случае, можно использовать и наколку, укутав ее тонкой белой бумагой или засыпав песком, галькой и т. п.

Следует учитывать, что наколки и растения кажутся в воде крупнее, чем они на самом деле. Вода дает нам дополнительный эффект сияния и преломления лучей, а кривизна и изгибы стекла иногда неожиданно обнажают некоторые части растений даже в совсем нежелательном для нас виде.

Игра света, направление, откуда он падает на вазу (снизу, сбоку, сзади), тоже имеет большое значение. Можно подолгу любоваться переменами, происходящими в стеклянной вазе при различном освещении днем, вечером, ночью. Когда растения постоят некоторое время в воде на свету, на нем появляются прозрачные пузырьки, это тоже очень красиво.

Эффект воды значительно увеличивается, если вода не полностью наполняет сосуд, а лишь наполовину или на три четверти его высоты.

Прозрачность стеклянной посуды обязывает аранжировщика очень серьезно и тщательно заботиться об опрятности и красоте стеблей и цветов, опущенных в воду, о постоянной свежести и чистоте воды и стекла.

Очень красивы прозрачные и непрозрачные сосуды из цветного стекла.

В начало  Вперед  Назад