Учебник

В начало  Вперед  Назад

ШКОЛА СОГЕЦУ(продолжение)

Курс обучения в школе Согецу

Несколько лет назад в школе Согецу создана новая школа обучения. Она включает 4 ступени: начальную, общую 4-го разряда, общую 3-го разряда и общую 2-го разряда.

Курс каждой ступени состоит из 20 уроков и рассчитан на 6 месяцев. Занятия проходят один раз в неделю по 1-1,5 часа. Таким образом, для прохождения полного обучения требуется два года.

 I. Начальная ступень обучения включает следующие темы:

  1. Основная прямостоячая форма. Морибана.

  2. Основная прямостоячая форма. Морибана.

  3. Основная прямостоячая форма. Морибана. Зеркальная.

  4. Основная прямостоячая форма. Нагеирэ.

  5. Основная прямостоячая форма. Нагеирэ. Зеркальная.

  6. Основная наклонная форма. Морибана.

  7. Основная наклонная форма. Морибана. Зеркальная.

  8. Основная наклонная форма. Нагеирэ.

  9. Основная наклонная форма. Обычная или зеркальная.

  10. Первый вариант прямостоячей формы. Морибана.

  11. Первый вариант прямостоячей формы. Нагеирэ.

  12. Первый вариант наклонной формы. Морибана.

  13. Первый вариант наклонной формы. Нагеирэ.

  14. Сделать эскиз. Нарисовать и поставить композицию.
    Набросать эскиз свободной композиции, которую учащийся собирается поставить, а потом воплотить рисунок в композиции.

  15. Второй вариант прямостоячей формы. Морибана.

  16. Второй вариант прямостоячей формы. Нагеирэ.

  17. Второй вариант наклонной формы. Морибана.

  18. Второй вариант наклонной формы. Нагеирэ.

  19. Контрольная. Морибана.
    Учащийся должен самостоятельно подобрать материал, сосуд и форму композиции. Должен нарисовать схему выбранной им композиции.

  20. Контрольная. Нагеирэ.
    То же, что и выше.

 II. Общая ступень обучения четвертого разряда включает следующие 20 тем:

  1. Третий вариант прямостоячей формы. Морибана.
    Можно ставить обычные или зеркальные формы.

  2. Третий вариант прямостоячей формы. Нагеирэ.

  3. Третий вариант наклонной формы. Морибана.

  4. Третий вариант наклонной формы. Нагеирэ.

  5. Свободная композиция плюс эскиз (наблюдение и эскиз).
    Цветы, ветки, листья поставленной свободной композиции нарисовать крупным планом.

  6. Четвертый вариант прямостоячей формы. Морибана.

  7. Четвертый вариант прямостоячей формы. Нагеирэ.

  8. Четвертый вариант наклонной формы. Морибана.

  9.  Четвертый вариант наклонной формы. Нагеирэ.
    Син наклонной формы свисает с высокой вазы.

  10. Свободная композиция плюс раздел плоскости.
    Раздел плоскости проводится прямыми линиями.

  11. Пятый вариант прямостоячей формы. Морибана.

  12. Пятый вариант наклонной формы. Морибана.

  13. Шестой вариант наклонной формы. Морибана.
    Одновременно объяснить и прямостоячую форму.

  14. Шестой вариант горизонтальной формы. Морибана.

  15. Шестой вариант горизонтальной формы. Нагеирэ.

  16. Свободная композиция плюс раздел плоскости.
    Раздел плоскости проводить кривыми линиями.

  17. Седьмой вариант. 
    Плавающая, стелющаяся композиция из овощей и фруктов.

  18.  Восьмой, сложный вариант.
    Морибана плюс морибана, морибана плюс нагеирэ, нагеирэ плюс нагеирэ.

  19. Контрольная. Морибана.
    Учащийся самостоятельно подбирает материал, сосуд, форму и рисует схему поставленной композиции.

  20. Контрольная. Нагеирэ.
    То же, что и выше.

III. Общая ступень третьего разряда включает следующие 20 тем:

  1. Композиция из однородного материала. Морибана.
    Только цветы или только травы.

  2. Композиция из однородного материала. Нагеирэ.
    Только ветки.

  3. Деколкомани (один из приемов сюрреалистов. На слабовпитывающую влагу бумагу разливают водяные краски, накладывают такой же лист бумаги, слегка нажимают и в случайно образующихся формах ищут фантастическое изображение) плюс свободная композиция.
    Каждый учащийся свободно создает деколкомани и по создавшемуся изображению ставит свободную композицию.

  4.   Композиция с обнаженным основанием. 

  5. Композиция из прямых линий. Морибана. 

  6. Композиция из прямых линий. Нагеирэ. 

  7. Композиция из изогнутых линий. Морибана. 

  8. Композиция из изогнутых линий. Нагеирэ. 

  9. Композиция, выражающая сочетание прямых и изогнутых линий. 

  10. Рельефное изображение из бумаги плюс свободная композиция. 
    Из двух листов овальной или неопределенной формы бумаги создать трехмерную фигуру, которую и трансформировать в икэбане.

  11. Композиция с использованием эффекта «массы». 

  12. Композиция, обозреваемая со всех сторон. Морибана. 

  13. Композиция, обозреваемая со всех сторон. Нагеирэ. 

  14. Эскиз, свободная композиция плюс эскиз. 
    Нарисовать, а затем поставить композицию по этому рисунку, а после этого рассмотреть элементы композиции и вновь зарисовать элементы крупным планом.

  15. Композиция с плоскостью из листьев. Морибана или нагеирэ.

  16. Композиция с плоскостями, собранными из прямых линий. Морибана или нагеирэ. 

  17. Раздел плоскости прямыми и изогнутыми линиями. 

  18. Композиция из двух или более видов растений. Морибана или нагеирэ. 

  19. Композиция, включающая часть площади, на которой она стоит. Морибана. 

  20. Композиция, включающая часть площади, на которой она стоит. Нагеирэ.

IV. Общая ступень второго разряда включает следующие 20 тем:

  1. Композиция с использованием лозы. Нагеирэ.

  2. Композиция с использованием разнообразного материала.Морибана. 

  3. Композиция с использованием сухого и обесцвеченного материала. Морибана или нагеирэ. 

  4. Композиция с плодоносящими ветками. Нагеирэ.

  5. Маленькая аранжировка.

  6. Композиция, в которой подчеркивается ваза. Морибана или нагеирэ.

  7. Композиция с использованием самодельной вазы.
    Поставить композицию в придуманном учащимся сосуде из банки, камня, дерева и др.

  8. Коллаж (один из приемов сюрреалистов. Вырезают кусочки, фрагменты из газет, реклам, фотографий, наклеивают на бумагу, что-то подрисовывают и создают картину) плюс свободная композиция.
    На базе созданного учащимся коллажа поставить свободную композицию.

  9. Композиция из двух или более ваз. Морибана или нагеирэ.

  10. Композиция в плоской вазе без наколки.

  11. Композиция из древесных веток без сосуда.
    Составить объемную композицию из древесных стволов без сосудов.

  12. Абстрактная композиция с применением бумаги и другого нерастительного материала.

  13. Раздел плоскости и превращение ее в объемное тело.

  14. Абстрактная композиция с использованием коробок, банок и других предметов повседневного быта.

  15. Композиция с измененным изначальным видом растения.

  16. Композиция из живого растительного материала и необычного инородного.

  17. Композиция, подчеркивающая красоту воды.

  18. Рельеф из растений.
    Использовать сухие растения, из них на фанере или картоне 60
    X50 см создать рельефную композицию.

  19. Усовершенствование.
    Преподаватель и ученик, посоветовавшись, ставят перед собой определенную задачу, которую ученик должен решить.

  20. Усовершенствование.
    То же, что и выше.

Ниже приводится изложение курса четырех ступеней обучения, указанных в программе Согецу и опубликованных в четырех учебниках Х. Тэсигахара. В порядке адаптирования этой программы мы несколько изменили чередование тем для первого года обучения, что не меняет существа и нисколько не ущемляет достоинства самой программы Согецу. Предлагается: после прямостоячей формы как морибана, так и нагеирэ, изучать сразу наклонную форму по каждому стилю. При необходимости сокращения срока обучения можно прямостоячую и наклонную формы в любом стиле (морибана и нагеирэ) каждого варианта изучать в течение одного занятия. Это позволит наглядно сравнивать особенности и достоинства каждой из форм, не разделяя работу над ними большим промежутком времени.

К опубликованной тематике свободных композиций добавлена тема, которая в последнее время широко популяризуется школой Согецу, но в учебную программу в качестве самостоятельной не вошла, а именно «Композиции в прозрачных вазах». 

Некоторые темы, например, рассказывающие о художественных приемах и навыках, таких как «бумажные скульптуры», «геометрические рисунки», «коллаж» и др., из-за ограниченности места опущены. 

В начало  Вперед  Назад