Высокие вазы с относительно узкой горловиной, где растения опираются на ее стенки, также весьма разнообразны.
 | Рис. 139. Высокие вазы для икэбаны |
Не рекомендуется пользоваться вазой с крупным изображением животных, природных видов, исключение составляют разве что детские и шуточные. Предпочтительнее вазы без рисунков, с гладкой поверхностью.
Для яркой, красочной аранжировки цвет сосуда должен быть приглушенным или нейтральным. Если же сама ваза очень красива и является существенным декоративным элементом интерьера, то цветы для нее подбирают скромные, неяркие, часто ограничиваясь лишь зелеными ветками, безлистными или сухими, образующими интересный силуэт. В вазу необычную по форме и фактуре также не следует ставить много цветов. Но очень часто ваза играет первостепенную роль в цветовом сочетании в аранжировке. Так, ярко-красная ваза пригодна для классической японской новогодней композиции, в которой традиционно присутствуют красный, белый и зеленый цвета. Здесь отсутствие красных цветов может компенсироваться красной вазой. Красиво выглядят желтые цветы в фиолетовой вазе, а оранжевые – в голубой и т. д. Прекрасные получаются композиции из красных роз или гвоздик в черной вазе. Впечатляющий контраст создают черные вазы с крупными белыми цветами таких растений, как каллы, хризантемы, трубчатые белые лилии и др.
Универсальны для ваз такие цвета, как черный, серый, коричневый. Осторожно надо подходить к использованию белых ваз, в них, как правило, плохо выглядят цветы светлых тонов. Не чисто белые цветы здесь могут потерять свою белизну и выглядят тусклыми и грязноватыми.
Особой популярностью пользуются изделия из бамбука. Из него делают, главным образом, высокие вазы (внутрь полого стебля вставляют баночки для воды). Иногда воду держат прямо в бамбуке, но тогда надо предварительно вымочить его в воде в течение 2-3 часов, окуная полностью в воду. Бамбуковые изделия оставляют с необработанной поверхностью естественной окраски или покрывают ее черным, коричневым или другими лаками. Красив бамбук с вырезанными в двух-трех местах «окошечками», в нем устраивают двух-трехярусные композиции, на подставках или подвесках.
Химическая промышленность теперь выпускает много красивой, практичной (небьющейся) и легкой посуды для икэбаны. Форма, величина и расцветка необыкновенно разнообразны, по виду ее трудно отличить от керамической.
Стеклянная посуда раньше использовалась в Японии сравнительно мало, но теперь, когда производство стекла сильно увеличилось, расширяется использование и его для цветочной аранжировки. Прозрачность стеклянной посуды обязывает аранжировщика серьезно думать об опрятности и даже красоте стеблей и цветов, опущенных в воду.
Интересными сосудами могут стать импровизированные вазы из различных вещей, постоянно употребляемых в домашнем быту, например, кувшины, крынки для молока, кубышки, котелки, бутылки, металлические и стеклянные банки, глиняные черепки и т. д. Композиции в таких предметах бывают очень милыми и даже с долей юмора.
Очень часто в Японии используют специальные кашпо, в них вставляются стеклянные, керамические, металлические и др. емкости с водой. Такое кашпо обычно делается из плетеного бамбука (из нарезанных вдоль стебля лент разной ширины) или из ивовых прутьев, соломки и т. п. Материала. Форма таких корзинок самая разнообразная, также как и размеры, иногда их делают с ручками, покрывают темным лаком. Нередко такими кашпо служат плетеные предметы из кухонного обихода или какие-нибудь хорошо узнаваемые бытовые вещи, например, продуктовые корзинки, кошелки, соломенная шляпа, коробка, обувь и др. Вполне приемлемыми для низких ваз оказываются пластмассовые коробки для ниток и пуговиц различной формы, а также кюветы для фотодела.
Очень интересные и своеобразные кашпо получаются из обрубков дуплистых стволов, маленьких коряг, из капов – наплывов на стволах деревьев.
Всякого рода кашпо обязательно требуется для небольших композиций: подвешиваемых на стене, стойке, на ширмах, лестничных перилах и т. д.
Очень поощряются самодельные вазы и кашпо из бумаги, картона, продуктовых пакетов типа молочных, приспособления из упаковочного материала (пенопласта, полистирола).
В Японии в последние годы все чаще используют сосуды классических форм по образцам западного мира, из национального искусства разных стран, изготовленные из стекла, фарфора, металла, хрусталя. |