Учебник

В начало  Вперед  Назад

ШКОЛА СОГЕЦУ(продолжение)

Тема 11. Морибана или нагеирэ, показывающие плоскости из листьев

Рис. 113. Морибана, демонстрирующая плоскость - поверхность листа

Как для морибаны, так и для нагеирэ элементами выразительности композиции являются плоскости листьев. В занятиях на эту тему предлагается выбрать листья, имеющие плоское строение, и попробовать создать композицию из плоскостей. Необходимо выбирать не только обращенную вперед плоскость или форму композиции, накладывающую один лист на другой, но и какую-то рельефную форму, лишь бы акцентировать «плоскость» и лишь бы эта «плоскость» играла основную роль в композиции.

Форма композиции во многом зависит и от формы листьев, от того круглый он или остроконечный. Словом, проявляйте фантазию, учитывая форму, фактуру и цвет не только листьев, но и сосуда, и подумайте, в какой части композиции использовать элемент плоскости.

Даже единственного большого листа бывает достаточно, чтобы создать композицию. Плоскость можно получить из большого количества мелких листьев, если собрать их вместе, составив одну большую поверхность.

Нужно, чтобы поверхность листа (или листьев) выделялась и стала важным элементом аранжировки.

Исторический шедевр Софу Тэсигахары, созданный из одного листа фикуса и одного листа платана, произвел огромное впечатление в 1955 году на его персональной выставке в Париже. Гуляя в саду, Софу подобрал эти листья. Он поставил фикус с его гладкой и блестящей поверхностью и лист платана с его шершавой тыльной стороной лицом вперед, противопоставляя спокойные округлые линии листа фикуса остроконечным углам платана. Композиция представляла собой не только «конструкцию из плоскостей», она была и композицией «предельной простоты» и, одновременно, была остроумнейшей импровизацией, являя собой сущность икэбаны.

Тема 12. Морибана или нагеирэ с плоскостями, образуемыми собранными вместе линиями

Рис. 114. Морибана, демонстрирующая плоскость, составленную из прямых линий

Когда говорится о поверхности, собранной из линий, то не подразумевается, что это нечто вроде доски или стенки. Приемы сочетания линий могут быть различными, главное состоит в том, чтобы получилась своеобразная и интересная форма, созданная новым, неизведанным и, в то же время, выразительным способом.

Необязательно собирать линии в тесную «массу». Пусть аранжировщик воплотит собственную идею концентрации линий в аранжировке.

Различными способами группирования линий можно достичь изменения цвета, изменения формы композиции. Придумайте, каким образом при помощи плоскости можно получить новые формы и пространства в различных частях композиции.

Используя плоскость, созданную группой линий, можно придумывать различные геометрические фигуры, но поскольку материалом является растение, то, конечно, получить точные фигуры, словно прочерченные линейкой, трудно. Кроме того, необходимо следить, чтобы композиция не была монотонной, и еще, хотя это и мелочь, но обязательно следить за тем, чтобы не была видна проволока, которой скреплялись ветки.

Тема 13. Морибана или нагеирэ из двух или больше видов растений

Рис. 115.Морибана или нагеирэ из двух или больше видов растений

Использование в одной композиции более двух видов растений не означает, что делается это ради расширения ассортимента в одной аранжировке. Одна ветка отличается от другой по форме, цвету листьев и стеблей. Подчеркивая какую-нибудь одну, наиболее характерную черту каждого вида используемых растений, гармонизируя и контрастируя эти черты, можно получить аранжировку как единое целостное художественное произведение. Но для этого нужно тщательное наблюдение, широкий анализ и сосредоточенность.

В начало  Вперед  Назад