ГАРМОНИЧНОСТЬ.Японские композиции из цветов в своем классическом варианте отличаются гармоничностью, соотносительностью их составных частей, а также созвучием композиции и окружающей среды. В конструкции аранжировки заложен разносторонний треугольник, который является, по древнему японскому понятию, выражением наиболее идеальной гармонии. Эта конструкция создается тремя главными ветками (цветоносами), между которыми эмпирически установлены наиболее приятные для глаз линейные соотношения: размер второй по величине ветки составляет 3/4 (в некоторых школах 2/3) от первой; длина третьей ветки составляет 3/4 от второй; длина главенствующей ветки определяется в зависимости от размера сосуда, в котором ставятся растения. Таким образом, одновременно намечается и гармоничное сочетание размеров растений и вазы, чем и создается цельность художественного произведения. Приятная цветовая согласованность между растениями, а также между растениями и вазой, дополняет впечатление общей гармоничности композиции. Большое значение имеет и гармония между композицией и окружающим пространством. Японский мастер, создавая икэбану, обязательно учитывает не только форму, цвет и размер вазы, но и все то, что будет окружать композицию, например, фон, подставка для вазы, предметы, которые окажутся поблизости, свет, который будет падать на нее. Прежде чем создавать композицию, надо досконально знать место, где она будет установлена, и для чего она предназначена. Лучше всего расставлять растения в вазе сразу на отведенном месте. Готовить аранжировку где-нибудь в подсобном помещении, а уж затем подыскивать ей место в выставочном зале, совершенно недопустимо. ОБЪЕМНОСТЬ.Икэбана имеет высоту, ширину и глубину, т. е. она трехмерна, и поэтому из всех видов изобразительного искусства икэбана ближе всего к скульптуре и архитектуре. В течение долгого времени в японских жилищах ей отводилось специальное место - токонома (ниша, альков). Там икэбана обозревалась лишь с одной стороны, поэтому имела односторонний вид с отчетливой лицевой и тыльной стороной. Теперь же, с изменением архитектурной планировки современных квартир икэбана с подчеркнутой объемностью ставится в местах, где ею любуются почти со всех сторон, и аранжировщик заботится о том, чтобы его произведение выглядело одинаково красиво с любой точки обозрения. Даже если композиция ставится у стены, дополнительные ветки и цветы в тыльной части направляются в сторону стены; короткие цветы и ветки размещаются сзади, а более длинные направляют вперед. Все это делается для придания аранжировке большей объемности. Надо следить, чтобы цветы и ветки не располагались в одной плоскости, а создавалось бы впечатление стереоскопичности, многоплановости. АСИММЕТРИЧНОСТЬ. Едва ли не самая характерная черта икэбаны - ееасимметричность, в основе которой лежит изначальное отражение в ней живой растительной природы, которой чужда симметрия.  | Рис. 6. Икэбана с использованием коряги |
Асимметрия композиции воплощает заложенную в икэбане некоторую неопределенность и относительность. Асимметричная конструкция не только соответствует буддийскому представлению о лике абсолютной природы, но и способствует живому созерцанию, в то время как устойчивое равновесие симметрии воспринимается пассивно. Асимметрия аранжировки закладывается ее треугольной несущей конструкцией. У упомянутого треугольника три разновеликие главные ветки, у них различные направления и разные углы наклона. Дополнительные ветки и цветы к каждому из этих главных элементов также разнятся по длине, направлению и степени наклона. Все это создает асимметричность как общего очертания композиции, так и внутреннего распределения растений. Растительный материал в ней располагается неравномерно: участки густоты, плотной массы чередуются с разреженными. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. Композиции икэбаны, подобно по длинным художественным произведениям, выразительны. Пользуясь средствами художественной выразительности, отдельными элементами красоты и определенными техническими приемами, аранжировщик может передавать зрителю в большей или меньшей степени свои настроение, чувства, идеи. Икэбана не декор, не орнамент, и не может повторяться, тиражироваться. Каждый раз она создается заново, если даже используются одни и те же растения и ваза. Икэбану хочется разглядывать, «читать», разгадывать ее поверхностный и скрытый смысл, ею надо не только любоваться, но и обязательно воспринимать чувственно, в какой-то степени сопереживая ее создателю. Аранжировщик предварительно обдумывает свое произведение, вкладывает в него свою идею, навеянную настроением, желанием выразить состояние природы, например, огнедышащие краски осени или радостные светлые образы весны, причудливость растительного материала, оказавшегося в его руках, необычностью попавшего на глаза сосуда и т. д. Композиция строится так, что внутри нее возникают эстетически оправданные взаимосвязи между отдельными ветками и цветами. В ней нет индеферентных частей и элементов, все они взаимодействуют, выполняют ту или иную роль в создании гармоничного целого. Каждая веточка, пусть самая малая, или цветок, несут свою художественную нагрузку, их присутствие должно быть логически оправдано. “Неработающие” на общую задачу элементы отметаются. Аранжировщик обязан удержать себя от соблазна добавить к композиции 1-2 лишних, хотя и прекрасных цветка, помня, что хорошо то, что нелишне. Вот почему такое большое значение японские мастера придают предварительному осмыслению и обработке растительного материала, а также тщательному анализу и корректировке уже готовой композиции. На это дело нельзя жалеть времени. Для большей выразительности аранжировщику совсем необязательно выпячивать красивые, а тем более яркие цветы, размещая их на переднем плане. Утонченное эстетическое восприятие японцев предпочитает скрытую красоту, недосказанность броской и навязчивой красоте. Так, какой-нибудь крупный цветок может более благоприятно выглядеть, когда он не красуется впереди, а наполовину скрыт за листом или проглядывается сквозь завесу ажурных листьев или сосновой хвои, или будучи погруженный в кружево белоснежной гипсофилы. БАЛАНС. В композиции из цветов поддерживается определенный баланс. Растения должны располагаться так, чтобы образовалась надежная красивая уравновешенность между отдельными частями композиции — передней и задней, левой и правой, чтобы она зрительно была устойчива, “не заваливалась”, “не падала”. Каждые группы растений и каждое растение в отдельности должны органично вплетаться в общий выразительный ансамбль, создавая целостное гармоничное произведение. Аранжировка выглядит более устойчиво, если крупные цветы располагают ближе к ее основанию; мелкие, на тонких цветоножках, - вверху и на периферии; темные ставят внизу, светлые — выше. Но массивные или темные цветы вверху могут уравновешиваться и более объемистой темной вазой. Очень часто для этой же цели вазу устанавливают на подставку в виде темной дощечки или просто древесного спила, что не только придает композиции законченный вид, но и как бы утяжеляет ее основание. Такой противовес для поддержания сбалансированности композиции особенно необходим в тех случаях, когда работают с горизонтальными и свисающими формами, поставленными в высоких вазах, а также ветвями, несущими крупные, тяжелые плоды. Однако в современных композициях авангардистского толка допускаются нарушения баланса ради оригинальности, необычности и новизны. ЛИНИИ.Среди многих черт икэбаны наиболее примечательны – красота и изысканность линий. Аранжировщики западных стран всегда связывали свой успех в цветочном украшении с большим количеством декоративного материала, обращая основное внимание на красоту используемых цветов, их цветовое звучание, тональность. Японцы же особое значение придают линиям, а окраска цветов у них стоит на втором плане. Линии придают композициям динамичность и выразительность. Они могут сделать пространство в икэбане и большим и маленьким, и резким и грациозным. Линии организуют пространство и внутри, и на периферии аранжировки. Направление прямых линий ассоциируется с определенным душевным настроем человека. Так, горизонтальные линии создают впечатление равнодушия, холода; вертикальные придают композиции стройность, высоту, дают ощущение тепла, устремленности, влечения к возвышенному; линии по диагонали вверх сообщают настроение подъема, разгона, взлета; линии по диагонали вниз высказывают чувство печали, скорби или преклонения перед памятью или величием. Очень интересны и красивы линии сильно изогнутые, причудливо извитые. Поэтому так часто в композициях можно встретить различные лианы, ветки деревьев и кустарников, травы, стебли травянистых растений (камыш, ситник, тростник, стебли лука), листья, например, сансивиерии, пампасской травы. Широко используются высушенные лианы, часто ошкуренные или отбеленные. Красота линий демонстрируется в композициях умелой расстановкой цветов и веток естественных форм. Но впечатление можно усилить, если сгибать их или составлять различные комбинации по определенному замыслу. Так, надломленность нескольких прямых линий в одну сторону дает ощущение сильного ветра, а продуманное сопряжение этих линий может образовать красивые контурные рисунки или даже целую картину, образ. Умело изогнутые и закрученные тонкие линии создадут в композиции и быстрые вихри, и веселый танец струи, и мощные потоки воды. Добавляя к таким линиям цветы и листья других растений, можно получить яркую живую гармонию в контрастах между естественными и искусственными линиями. Очень эффектны современные композиции, составленные при помощи только прямых или только изогнутых линий или сочетания тех и других. Такие композиции прекрасно выглядят в тех местах, где цветы и зелень теряют свою декоративность и свежесть, например, напротив окон и других источников света, а также в витринах, в торговых и выставочных залах. ЦВЕТв аранжировке – тоже один из важнейших элементов красоты. Он определяет тон произведение, создает драматический настрой композиции. Но все же его значение второстепенно по сравнению с красотой линий, хотя создание приятного цветового звучания и сочетания колеров – предмет пристального внимания аранжировщика. Различные колеры по-разному действуют на человека, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоции, настроение. Поэтому цвет - довольно сильное средство в создании выразительной композиции, которая могла бы взволновать зрителя, сделать его сопереживателем чувств и мыслей автора-художника.
В икэбане избегают ставить в одну вазу растения многих окрасок, исключение составляют летние композиции из природных растений.
Известно, что ощущение теплоты, света, радости вызывают так называемые теплые цвета - желтый, оранжевый, красный. Это наиболее действенные, сильные колеры, их трудно приглушить другими. Они приближают предметы, зрительно увеличивая их объем. Желтая, золотистая окраска - наиболее любимые в Японии.
Фиолетовые, синие цвета - холодные, отдаляющие, тяжеловатые. Фиолетовый цвет имеет больше всего оттенков и наиболее подавляем другими.
Зеленый цвет — пассивный, отступает перед теплыми колерами, но может нейтрализовать несогласованность между другими окрасками.
Белый и черный — нейтральные цвета, связывающие плохо сочетаемые другие окраски. Между ними лежит целый ряд промежуточных оттенков серого, тональность которых зависит от количества примешанного черного.
Белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, в его присутствии другие цвета становятся активней, оживленней. Отдельно взятый белый цвет в Японии - символ скорби, но его сочетания, например, с красным, выглядят радостными и праздничными. Черный цвет уменьшает объем и дает строгие и торжественные сочетания почти со всеми другими, особенно с красным и оранжевым.
Как и последние два, другие цвета имеют много оттенков и тональностей, которые также разнятся по силе и характеру воздействия на человека. Сочетания цветов играют свою роль в создании гармоничных композиций, хотя они, как ни странно, довольно сильно подвержены моде, подобно стилю и тональности в окраске одежды, в дизайне. В японской аранжировке больше внимания обращается на сочетание окрасок цветов и вазы, а также фона, чем цветов с цветами. Прежде всего, ценится повторение или похожесть окраски вазы и основных компонентов (или одного из них) в композиции. Этим подчеркивается единство растений и вазы в аранжировке. Очень ценится также гармоничное сочетание разных окрасок вазы и веток. Этим также достигается указанное единство. Выразительны бывают монохромные композиции, где используются различные оттенки какого-либо одного цвета, присутствие другого цвета здесь будет неуместно. Так, хорошо выглядят аранжировки, например, из приглушенных осенних оттенков коричневого цвета. Приятны гаммы оттенков фиолетового (от сиреневого до темно-фиолетового); красного (от бледно-розового до вишнево-красного); желтого (от кремового до оранжевого). По такому принципу могут быть подобраны сорта одного вида цветов, например, астр, роз, гладиолусов и др. Красивы сочетания контрастных, или дополнительных цветов: желтый и фиолетовый; оранжевый и голубой; красный и сине-зеленый; зелено-желтый и пурпурно-фиолетовый; желто-оранжевый и фиолетово-синий и т. д. МАССА. В арсенале художественных приемов современной аранжировки цветов значительное место отведено так называемой «массе» - концентрации колера в одном месте. В обычной композиции она составляется из мелких цветов (незабудка, анютины глазки, душистый горошек и т. п.), которые трудно, а порою и невозможно использовать поодиночке. В обширных аранжировках «масса» создается из крупных цветов, таких как розы, гвоздики, гладиолусы, гортензии. «Масса» может образовываться и из хвои сосны или ели, из крупных листьев. Сгущая окраску отдельных цветов или зелени, она в то же время дает ощущение силы, веся, создаст акцент. Если рядом располагаются две и более «масс», то все внимание аранжировщика сосредоточено на гармоничном или контрастном сочетании колеров. Современные аранжировки нередко состоят из одной только «массы». Эффект «массы» будет более значительным, если рядом присутствует контрастирующий с ней растительный материал, например, тонкие или изогнутые стебли, узкие листья трав. Однако, если «масса» создается как главенствующий элемент композиции, то следует не допускать чрезмерного их обилия, чтобы не отвлекать внимания от массы и не составить ей конкуренцию. Икэбана использует естественные материалы, но создаст красоту, отличающуюся от природной. Три элемента - линии, «масса» и цвет помогают в этом творчестве, они, в конечном счете, и образуют икэбану. Форма композиции состоит главным образом из линий и «массы». Все эти элементы обычно присутствуют в аранжировке. И помнить о них надо, даже когда создаются учебные композиции. АКЦЕНТ. В композиции намечается главная се часть, наиболее важная, сильная эффктная, как фокусный участок, прежде всего привлекающий внимание зрителя. Это - акцент аранжировки. Это может быть красивый цветок или группа цветов, особо привлекательных своей окраской, формой, архитектоникой. Акцентом может стать и какой-либо примечательный своей формой, рисунком или фактурой крупный лист. Им может быть даже красиво изогнутый или закрученный участок стебля, ствола или коряги. Одним словом, все то, что так или иначе сразу выделяется в композиции и фиксируется глазом как главное. Все другие компоненты соподчинены этому главному, они подчеркивают, усиливают его воздействие на зрителя, но ни в коем случае не затмевая и не конкурируя с ним. Икэбанене свойственны равномерность и монотонность. Невыразительной будет аранжировка, если в ней между главными компонентами с равными промежутками будут расставлены одинаковые или дополнительные растения. Сила впечатления от главных веток и цветов также не должна быть равнозначной. Иначе аранжировка получится скучной, а размещение растений неестественным, нарочитым. КОНТРАСТ.Это один из действенных художественных приемов в цветочной аранжировке, используемых ради большей выразительности, необычности, большего художественного эффекта. Его можно назвать антимонотонным приемом. Когда соседствуют два растения, контрастных по тому или иному признаку, они взаимно подчеркивают друг друга, высвечивают эти признаки, становясь более эффектными, заметными, чем без этого соседства. На некоторые растения могли бы и не обратить особого внимания, не будь рядом контрастного партнера, и даже скромная элегантность иного растения в присутствии пышного соседа обретает особое звучание и привлекает к себе зрителя. Так, рядом с «массой» или крупным листом тонкие прямые или изогнутые линии кажутся более грациозными, но, одновременно, и «масса» при этом становится сильнее. Также и глянцевитость листа делается более заметной в присутствии опущенных растений и наоборот. Красивы контрастные сочетания, образуемые, например, ветками с цветами замысловатой формы и цветами лаконичных очертаний; или темной зелени со светлыми или белопятнистыми листьями; длинных остроконечных стручков и округлых плодов; нежных ажурных листьев и соцветий и плоскости крупного массивного листа или плотной головки цветка. Интересные контрасты создаются и по окраске цветов, плодов.
|