ФАКТУРА, или характер поверхности листьев, цветов, стеблей, плодов, играет немаловажную ноль в декоративной характеристике растений, придает им индивидуальность. Мы воспринимаем глазами поверхность растений как мягкую или жесткую, легкую или тяжелую, блестящую или матовую, грубую или нежную, бархатистую, шерстистую, шелковистую, восковидную и т. д. В зависимости от этого у зрителя возникают различные ощущения: теплоты или холода, приглушенности или блеска, свежести или унылости, нежности или грубости, простоты или изысканности. В зависимости от характера поверхности меняется тональность того или иного колера; с другой стороны, фактура растений может восприниматься по-разному под влиянием освещения. Большое значение фактура растений имеет при выборе ваз для аранжировки, а также создания гармоничных и контрастных сочетаний. ПРОСТРАНСТВО. В японской живописи, как и в искусстве каллиграфии, всегда акцентируется роль свободного пространства. Оно имеет такое же большое значение, как и нарисованная часть произведения. То же и в икэбане: почти во всех японских композициях из цветов присутствует этот очень важный художественный элемент. Пространство, не заполненное растительным материалом, чередуется то с плотным, то с более или менее разреженным участком растительности. Образуются своеобразные паузы, придающие аранжировке природную живописность. Так что не следует не только «забивать» цветами и ветками образующиеся «пустоты», но надо беречь их и даже специально создавать. Пустоты в композициях несут смысловую и художественную нагрузку. Важнейшую роль в организации этих пространств берут на себя ветки, стебли. Особенно изогнутые. Они ограничивают и сохраняют эти лишенные растений участки композиции. Гибкие лозы лиан способны захватить пространство вне пределов вазы с растениями и включить его в состав композиции, значительно расширяя ее и создавая ощущение легкости и свободы. Что же касается общего пространства, в котором будет пребывать произведение икэбаны, то оно должно быть предварительно очень тщательно изучено, прочувствовано и соразмерено с возможностями и замыслами аранжировщика. Особенно большая предварительная творческая работа требуется при устройстве выставок и оформлении обширных интерьеров. Прежде всего нужно вникнуть в характер пространства, подумать, как подступиться к нему, как обыграть его, то есть наметить, какую форму сконструировать в нем. А это определит и выбор растительного материала. Мы не должны смотреть в предвзятостью на поразительное творение природы – растения и на их богатейшие формы. Тут не должно быть стереотипов. Нужно смелее действовать, свободно облюбовывая растения, даже вопреки принятым стандартам, и доверяя свою волю растениям. То, что выражено с твердой убежденностью, имеет силу воздействия на других. Икэбана может воздействовать на пространство, в котором находится сама. Она должна тонко вписываться во всякое предложенное ей пространство и оживлять его. Даже вокруг одной протянутой линии пространство вдруг обретает некую трепетность, значимость. Пусть маленькая композиция, но если она гармонирует с местом, куда поставлена, она может придать этому месту ощущение остроты, подтянутости, даже некоторого драматизма. Для этого надо сделать аранжировку объемной, рельефной, чтобы ветки ее протягивались во все стороны, тогда она и сама обретет устойчивость в заданном пространстве. Но и пространство корректирует и даже изменяет первоначальные представления художника о размере и форме композиции, о подборе растительного материала. ФОН.Только при достаточно серьезном отношении художника к фону можно достичь желаемого успеха. Фон составляет гармоничное целое вместе с растительным материалом и вазой. От него зависит многое: он в состоянии преобразить аранжировку, а может и «убить» ее. Подходящий фон оттеняет красоту цветка и линий, усиливает звучание определенных тонов, образует приятное цветовое сочетание, высвечивает как всю композицию в целом, так и отдельные ее детали. Нетрудно представить себе, что каллы пропадают у белой стены, что композиции из гипсофилы, стахиса, сухих злаков стираются на фоне серых панелей. Иногда главенствующей становится окраска фона, на котором надлежит поставить цветы, и этой окраске подчиняются все остальные оттенки композиции. В других случаях окраска цветов диктует выбор соответствующего фона. ОСВЕЩЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ. Успех у зрителей во многом обуславливается тем, как будет освещена готовая аранжировка. Откуда падает на нее свет, каков источник света, его сила, тональность - все это должен учесть оформитель перед тем, как решить, какую композицию и где ставить. В композиции у окна, особенно южного, зритель не увидит красок цветов, и придется довольствоваться только контуром аранжировки. Здесь будут уместны так называемые силуэтные композиции, составленные из голых и малооблиствленных веток красивой формы, образующих четкий графический рисунок; вместо цветов используют крупные удлиненные листья, метелки трав, соцветия-початки рогоза и т. п. Обычно же композиции ставят не у окна, а на фоне стены или драпировки. При этом надо учесть, с какой стороны будет падать свет. Хорошо известно, что один и тот же, например, красный цвет «звучит» по-разному, если находится в тени или же освещается прямыми лучами. При дневном свете освещение и сама композиция будут меняться в течение дня - и ясного, и пасмурного. Чтобы избавиться от этой нестабильности дневного освещения, в Японии предпочитают устраивать выставки икэбаны в помещениях, лишенных естественного света, где окна плотно задрапированы. Электрический свет падает на стенд с растениями мягко или концентрируется только на отдельных композициях. Иногда из крупной композиции высвечиваются лишь отдельные ее фрагменты. В последнее время подсветка икэбаны извне и изнутри композиции зачастую становится как бы ее составной частью, усиливая ее выразительность и эффектность. Нередко светом различной тональности «раскрашивают» фон для аранжировки.
Конечно, использование искусственного света не должно приводить к перегреву растений, поэтому и выбор источника света, расположения его должно быть тщательно продумано. ЛИНИИ.Среди многих черт икэбаны наиболее примечательны – красота и изысканность линий. Аранжировщики западных стран всегда связывали свой успех в цветочном украшении с большим количеством декоративного материала, обращая основное внимание на красоту используемых цветов, их цветовое звучание, тональность. Японцы же особое значение придают линиям, а окраска цветов у них стоит на втором плане. Линии придают композициям динамичность и выразительность. Они могут сделать пространство в икэбане и большим и маленьким, и резким и грациозным. Линии организуют пространство и внутри, и на периферии аранжировки. Направление прямых линий ассоциируется с определенным душевным настроем человека. Так, горизонтальные линии создают впечатление равнодушия, холода; вертикальные придают композиции стройность, высоту, дают ощущение тепла, устремленности, влечения к возвышенному; линии по диагонали вверх сообщают настроение подъема, разгона, взлета; линии по диагонали вниз высказывают чувство печали, скорби или преклонения перед памятью или величием. Очень интересны и красивы линии сильно изогнутые, причудливо извитые. Поэтому так часто в композициях можно встретить различные лианы, ветки деревьев и кустарников, травы, стебли травянистых растений (камыш, ситник, тростник, стебли лука), листья, например, сансивиерии, пампасской травы. Широко используются высушенные лианы, часто ошкуренные или отбеленные. Красота линий демонстрируется в композициях умелой расстановкой цветов и веток естественных форм. Но впечатление можно усилить, если сгибать их или составлять различные комбинации по определенному замыслу. Так, надломленность нескольких прямых линий в одну сторону дает ощущение сильного ветра, а продуманное сопряжение этих линий может образовать красивые контурные рисунки или даже целую картину, образ. Умело изогнутые и закрученные тонкие линии создадут в композиции и быстрые вихри, и веселый танец струи, и мощные потоки воды. Добавляя к таким линиям цветы и листья других растений, можно получить яркую живую гармонию в контрастах между естественными и искусственными линиями. Очень эффектны современные композиции, составленные при помощи только прямых или только изогнутых линий или сочетания тех и других. Такие композиции прекрасно выглядят в тех местах, где цветы и зелень теряют свою декоративность и свежесть, например, напротив окон и других источников света, а также в витринах, в торговых и выставочных залах. ЦВЕТв аранжировке – тоже один из важнейших элементов красоты. Он определяет тон произведение, создает драматический настрой композиции. Но все же его значение второстепенно по сравнению с красотой линий, хотя создание приятного цветового звучания и сочетания колеров – предмет пристального внимания аранжировщика.  | Рис. 7. В композиции использована керамическая посуда |
Различные колеры по-разному действуют на человека, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоции, настроение. Поэтому цвет - довольно сильное средство в создании выразительной композиции, которая могла бы взволновать зрителя, сделать его сопереживателем чувств и мыслей автора-художника.
В икэбане избегают ставить в одну вазу растения многих окрасок, исключение составляют летние композиции из природных растений.
Известно, что ощущение теплоты, света, радости вызывают так называемые теплые цвета - желтый, оранжевый, красный. Это наиболее действенные, сильные колеры, их трудно приглушить другими. Они приближают предметы, зрительно увеличивая их объем. Желтая, золотистая окраска - наиболее любимые в Японии.
Фиолетовые, синие цвета - холодные, отдаляющие, тяжеловатые. Фиолетовый цвет имеет больше всего оттенков и наиболее подавляем другими.
Зеленый цвет — пассивный, отступает перед теплыми колерами, но может нейтрализовать несогласованность между другими окрасками.
Белый и черный — нейтральные цвета, связывающие плохо сочетаемые другие окраски. Между ними лежит целый ряд промежуточных оттенков серого, тональность которых зависит от количества примешанного черного.
Белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, в его присутствии другие цвета становятся активней, оживленней. Отдельно взятый белый цвет в Японии - символ скорби, но его сочетания, например, с красным, выглядят радостными и праздничными. Черный цвет уменьшает объем и дает строгие и торжественные сочетания почти со всеми другими, особенно с красным и оранжевым.
Как и последние два, другие цвета имеют много оттенков и тональностей, которые также разнятся по силе и характеру воздействия на человека. Сочетания цветов играют свою роль в создании гармоничных композиций, хотя они, как ни странно, довольно сильно подвержены моде, подобно стилю и тональности в окраске одежды, в дизайне. В японской аранжировке больше внимания обращается на сочетание окрасок цветов и вазы, а также фона, чем цветов с цветами. Прежде всего, ценится повторение или похожесть окраски вазы и основных компонентов (или одного из них) в композиции. Этим подчеркивается единство растений и вазы в аранжировке. Очень ценится также гармоничное сочетание разных окрасок вазы и веток. Этим также достигается указанное единство. Выразительны бывают монохромные композиции, где используются различные оттенки какого-либо одного цвета, присутствие другого цвета здесь будет неуместно. Так, хорошо выглядят аранжировки, например, из приглушенных осенних оттенков коричневого цвета. Приятны гаммы оттенков фиолетового (от сиреневого до темно-фиолетового); красного (от бледно-розового до вишнево-красного); желтого (от кремового до оранжевого). По такому принципу могут быть подобраны сорта одного вида цветов, например, астр, роз, гладиолусов и др. Красивы сочетания контрастных, или дополнительных цветов: желтый и фиолетовый; оранжевый и голубой; красный и сине-зеленый; зелено-желтый и пурпурно-фиолетовый; желто-оранжевый и фиолетово-синий и т. д.
|