Школа Согецу была учреждена в мае 1926 года Софу Тэсигахара. Название школы – Согецу – от соединения двух японских иероглифов, означающих «трава» и «луна», что отражало глубокое понимание ее организатором сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Софу Тэсигахара родился в 1900 г., его отец, Вафу Тэсигахара, был известным в то время преподавателем икэбаны школы Икенобо. С семилетнего возраста Софу изучал традиционное искусство под руководством своего отца. Освоив его, он помогал отцу в его преподавательской деятельности вплоть до 26-летнего возраста. К этому времени у него развился свой самостоятельный взгляд на существовавшие тогда канонизированные правила в икэбане. Он считал, что икэбана должна изменяться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества, что аранжировщий должен стать более свободным в выражении индивидуальных творческих замыслов посредством цветочных композиций. Во времена, когла мастерством в икэбане считалось умелое подражание классическим формам, такие критические высказывания вызывали протест не только со стороны окружающих, но даже и у его отца. В 26 лет Софу решается встать на самостоятельный путь творчества. После первой его персональной выставки в Токио Софу предложили вести уроки икэбаны по радио. Стиль его творчества, соответствующий современному быту, стал быстро завоевывать все новых и новых последователей. В классической икэбане ассортимент растений был ограничен, разрешалось пользоваться только лишь теми растениями, которые произрастали в Японии и отвергались такие «иностранцы», как розы, тюльпаны, гвоздики, сирень, стрелиция, гербера, антуриум и др. И не всякий сосуд подходил для икэбаны. Существовали специальные вазы, производимые только для этой цели. В 1936 г. вместе с известными мастерами икэбаны того времени Софу принимает декларацию «Новой икэбаны», в которой провозглашалось, что «Новая икэбана» отрекается о старого отношения к ней: отвергает устоявшиеся канонизированные формы; отказывается ограничивать ассортимент используемых растений; может свободно пользоваться любыми сосудами; должна постоянно развиваться и не придерживаться установленных форм, но с творческой добросовестностью быть привязанной к современному образу жизни. Энергичные усилия и огромный талант Софу были направлены на то, чтобы поднять икэбану от уровня развлекательного занятия до уровня подлинного искусства. Он обнаружил новый подход к созданию композиций из растений, используя новые технические приемы их расстановки и привлекая материал растительного и нерастительного происхождения. От растений он использовал не только живые ветки и цветы, но и листья, корни, коряги, обрубки стволов, ошкуренные и высушенные, часто окрашенные, лозы лиан и пр. Он впервые за всю историю икэбаны начал привлекать для создания цветочных аранжировок инородный материал: камни, железо, пластик, бумагу, перья, проволоку и т. п. Такого рода авангардистские приемы первоначально встретили среди знатоков икэбаны бурный протест. Но как всякое новое и высокохудожественное в изобразительном искусстве неизбежно пробивает себе дорогу, так и школа Согецу, в конце концов, получает признание широкой публики. Школа Согецу впервые поставила вопрос о приспосабливаемости икэбаны у любой обстановке как японской, так и европейской, с использованием неограниченного ассортимента веток и цветов, а также ваз, которые могут быть и специально для этой цели изготовлены из различного материала, и взятыми из повседневного обихода. Не остается неизменной и форма композиции. Софу был также хорошо известным в Японии и во многих странах скульптором, так что не случайно, что икэбану он считал искусством, ближе всего стоящим к искусству ваяния. Его новые идеи быстро распространились не только в Японии, но и за ее пределами. В настоящее время школа Согецу играет ведущую роль в мировой икэбане, она обучает студентов и преподавателей по всей Японии и за рубежом, у нее более миллиона последователей. Школа публикует богатый информационный и методический материал в многочисленных книгах, журналаз, брошюрах, альбомах и других изданиях на японском и английском языках. В августе 1968 г. Софу Тэсигахара посетил Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве и Сочи он с большим успехом выступил с выставками икэбаны и демонстрациями своего мастерства. В 1970 г. с аналогичной миссией выступала в нашей стране его талантливая ученица, преподавательница школа, дочь и преемница – Касуми Тэсигахара. Касуми начинала заниматься икэбаной под руководством отца в девять лет и уже в 18 лет стала преподавателем в школе Согецу. Она не раз ездила с миссией икэбаны в США и другие страны, где с большим успехом читала лекции и устраивала выставки. Даже в последние годы своей жизни, несмотря на тяжелую болезнь, она энергично заменяла отца, распространяя искусство икэбаны в Японии и за ее пределами. Софу Тэсигахара ушел из жизни в 1979 г., через 11 месяцев скончалась и Касуми. Школу возглавил сын Софу – Хироси Тэсигахара, всемирно известный кинорежиссер. Возглавив школу Согецу, Хироси Тэсигахара решительно приступил к пересмотру некоторых устоявшихся веками принципов искусства икэбаны, а также системы обучения этому искусству. Основной его принцип заключается в том, что икэбна должна быть созвучна современному развитию и состоянию общества, в котором она живет. С самомго основания школа Согецу стояла во главе современной икэбаны, но Хироси Тэсигахара хотел еще большего взлета, основываясь на тсроии и достижениях школы. Он считает, что икэбана окружена ежечасно меняющейся средой. Наше жизненное пространство изменяется прежде всего соответственно архитектурным новшествам. Икэбана должна соответствовать разнообразию среды и пространства и оживлять их. Она отстанет от стремительного течения времени, если не будет более гибкой, впитывающей в себя многообразие современности. Известно, что икэбана получила свое развитие с учетом пространства парадной стенной ниши, алькова (токонома), куда она ставилась в японском жилище и обозревалась только спереди.
|