ОСНОВНАЯ ПРЯМОСТОЯЧАЯ ФОРМА.
НАГЕИРЭ.Форма нагеирэ существует уже не одну сотню лет, поэтому некоторые считают
ее устаревшим и отсталым видом искусства икэбаны. Но это глубоко ошибочное мнение. Ведь чаще всего цветы в доме, да и не только в доме, мы видим в глубоких вазах. Люди, не причастные к икэбане, ставят в свои вазы букеты, которые и представляют собою нагеирэ. Избегать нагеирэ и предпочитать морибану только потому, что кензан упрощает процесс создания композиции, неправильно. Безусловно, техника установки растений по определенным правилам в глубоких вазах сложнее и требует довольно упорной практики. Поэтому на первых порах обучения приходится испытывать некоторые трудности при установке растительного материала в сосуде. Однако при желании и упорстве затруднения вскоре будут преодолены.
 | | Рис.74. Нагеирэ. Основная прямостоячая форма |
Не надо бояться неудач в постижении
нагеирэ. Важно многократно повторять те или иные приемы, чтобы постигнуть их в
совершенстве. Если ставишь морибану один раз, то нагеирэ нужно поставить два
раза. Свободное владение техникой морибаны и нагеирэ
будут означать, что
обретен пропуск в богатый мир творчества. Композиции для высоких ваз строятся
по тем же правилам, что и для низких, хотя практически выполняются эти правила
не столь строго из-за чисто технических трудностей. Поэтому при установке
растений здесь особое внимание уделяется надежному креплению главных ветвей в
сосуде. Необходимо учитывать место, где
будет стоять композиция, характер сосуда и растений, чтобы икэбана
соответствовала этим компонентам. Например, если нужно поставить ветку с углом
наклона в 15°, а кончик тоненькой ветки свободно и мягко тянется вниз, то
вместо того, чтобы добиваться строгой точности, лучше акцентировать прелесть
этого изящного изгиба. Надо следить за общей сбалансированностью аранжировки
или смотреть, сочетается ли сосуд с материалом, что гораздо важнее, чем
насильно пытаться уложиться в определенные рамки правил. Важно создать общее
благоприятное впечатление от композиции, чтобы из горловины высокой вазы
взлетали вверх несколько хорошо скомпонованных веток, которые, разворачиваясь,
превращались бы в легкие красивые линии. В старину мастера икэбаны говорили: «Ставить нагеирэ – значит познавать
растения. Очень важно угадать характер растений и, ведя беседу с ним, ставить
композицию. Нагеирэ – это обостренная чувствительность интеллигентной игры с
растениями. Сам по себе процесс творчества доставляет удовольствие и радость в
создании нагеирэ». В нагеирэ большое значение
придается гармоническому сочетанию вазы и растений. Особое внимание требуют
ветки у самой горловины сосуда, их надо привести в порядок, чтобы композиция
выглядела стройно, аккуратно, опрятно и изящно. Композиция станет более
совершенной, если один из ее коротких дополнителей будет наклонен перед вазой,
проектируясь на ней и связывая, таким образом, растения и вазу в одно целое. Есть много способов фиксации веток
и цветов в нужном положении для нагеирэ (см. схему). В школе Согецу пользуются,
главным образом, тремя из них: с вертикальным фиксатором, крестовиной и простым
упором в стенку вазы. Подробное рассмотрение способов фиксации веток в высокой
вазе найдете в разделе «Техника установки растений в вазе». При построении основной
прямостоячей формы нагеирэ лучше выбрать прямые ветки для син и соэ, но они
должны быть без наростов и искривлений в местах расщепления. В качестве хикаэ
на первых порах удобнее и легче ставить крупные цветы, такие как розы,
георгины, крупноцветные хризантемы, у которых на стеблях остаются листья. Прежде всего определяют длину
первой главной ветки. Сначала измеряют высоту вазы, а затем ее диаметр у
горловины. В прямостоячей форме, даже если ветка син очень длинная, она не
нарушит гармонии композиции, поэтому ее длину можно определить в 1,5 или 2
размера суммы высоты и диаметра вазы. По длине син определится длина соэ. Надо
иметь в виду, что эти измерения веток относятся только к тем частям растений,
которые будут находиться над вазой, и к вычисленной длине надо добавить длину
ветки, которая окажется в вазе. В основной прямостоячей форме
нагеирэ ветки син, как и в морибане, наклонена к зрителю влево и вперед на
10-15°, а ветка соэ – еще больше вперед на 45°, а хикаэ – вправо и вперед на
75-80°. К зеркальным композициям
прибегают, когда растительный материал по своему характеру неудобен для
обычной, или в том случае, если место установки не позволяет соответствующим
образом расположить ветки.
 | | Рис.75. Нагеирэ. Основная наклонная форма |
ОСНОВНАЯ
НАКЛОННАЯ ФОРМА. НАГЕИРЭ. Наклонная
форма весьма выгодно и эффектно выглядит
именно в стиле нагеирэ. Надо постараться,
чтобы ветки в композиции производили
впечатление легкости и живости. Крепить их
лучше всего на крестовине или на вертикальной
расщепленной подпорке;
примените технику сгибания, если в руках
оказалась гибкая ветка, чтобы, устойчиво
закрепив ее на крестовине, получить
красивую линию первого главного элемента
композиции, склоненного на 45° влево и
вперед. В нагеирэ, как уже говорилось, не
обязательно строго выдерживать углы
наклона веток. Вполне допустимо ради
подчеркивания красивой линии ветку
опустить ниже, чем положено по правилам.
Красота линий предпочтительнее точного
угла наклона, т. е. важнее подчеркнуть
особенность растения, чем следовать
предписаниям. Главное, чтобы композиция
выглядела красиво и гармонично.
|