Учебник

В начало  Вперед  Назад

ШКОЛА СОГЕЦУ(продолжение)

Тема 14. Морибана, включающая часть площади, на которой она размещается

Рис. 116. Морибана, включающая часть площади, на которой она размещается

Пространство вокруг вазы, включая поверхность стола или пола, где размещена аранжировка, считается ее продолжением. Учитывая это, растения смело выносятся за пределы сосуда. Конечно, икэбана всегда тесно связана с водой и сосудом, но это как раз и ограничивает в определенной степени аранжировщика в работе над композицией.

В этом упражнении растения, поддерживая связь с вазой, как бы стремятся выйти за ее пределы и образовать более оригинальные композиции.

При этом роль вазы нисколько не уменьшается, а наоборот, даже увеличивается, потому что неправильное ее использование может привести к неудаче.

На одной плоскости находятся ваза и растительный материал, но ваза в нашем восприятии «сильнее» растения и по форме, и по материалу, из которого создана: поэтому, если отправной точкой композиции считать вазу, то в большинстве случаев весомость ее перетянет. В таких случаях необходимо создавать либо композицию, не уступающую по своей силе вазе, либо очень сильно акцентировать какой-то другой элемент композиции. Упростит эту проблему создание большого пространства из растительного материала, и в нем весомость вазы может уменьшиться.

Свободно используя присущие растению легкость, гибкость и яркость, надо создать непринужденное пространство за пределами вазы. Может получиться интересная композиция из вазы и растения, противопоставляющая разнохарактерность материалов. В рассматриваемых композициях нет необходимости придерживаться установившихся представлений о соотношениях вазы и растительного материала. Ваза – не только сосуд, обеспечивающий растение водой, но и активный элемент композиции. И когда возникает замысел композиции на эту тему, следует помнить о том, что стартовой линией для нее является поверхность стола или полки, на которой располагается ваза, что главной точкой опоры композиции является именно эта плоскость, включающая вазу, а не сама ваза. Ваза здесь может играть роль просто предмета, составляющего часть композиции.

Тема 15. Нагеирэ, включающая часть площади, на которой она размещается

Рис. 117. Нагеирэ,включающая часть площади, на которой она размещается

Строя такую композицию, надо помнить, что выходящие из сосуда ветки не должны лишь соприкасаться со столом или полом. Просто свисающие концы вытянутых ветвей производят впечатление бессилия. Такой вид композиции не имеет никакого отношения к данной теме.

Ваза и площадь, на которой она стоит, имеют одинаково важное значение для композиции, а ветки вне вазы должны полностью опираться на эту площадь, чтобы включать ее в состав всей композиции.

В начало  Вперед  Назад