Стремление
человека к прекрасному проявляется у него с
раннего детства. Можно и нужно развивать и
поощрять это стремление всеми средствами.
Не каждый может стать художником, но каждый
в состоянии научиться понимать истинную
красоту, которая, в свою очередь,
преображает, делает душу человека доброй,
отзывчивой, возвышенной и творческой. И в
этом помогает, прежде всего, общение с живой
природой, с ее красотой, этим неиссякаемым
источником вдохновения для художников
разных рангов и направлений.
Красота
природы, явная и скрытая до времени,
вызывает восторг, эстетическое наслаждение
у тех, кто умеет разглядеть ее даже в самом
обыденном, простом, но еще большее счастье
обретает человек, созидающий красоту
средствами, которыми щедро одаряет нас
природа.
Из
нескольких изысканных или самых
простеньких цветов и веточек умелые руки
могут создать подлинное произведение
искусства. По-разному украшают свою жизнь
цветами люди различных стран. Есть у них
свои привязанности, обычаи и традиции. Но
наивысшего совершенства в этом достигли,
пожалуй, жители Страны восходящего солнца.
В
современном виде икэбана доступна всем. Ею
может заниматься каждый человек (было бы
желание и старание), в любое время года,
используя любой материал (даже бросовый и
сорняки), в любом количестве (даже в
единичном), расставляя в любом сосуде (или
вовсе без него).
В
настоящее время икэбана популярна во всем
мире. Она сказала огромное влияние на
развитие и характер национального
искусства аранжировки цветов многих его
регионов.
Сама
икэбана также постоянно изменяется в
соответствии с развитием культуры,
искусства (прежде всего архитектуры),
экономики, техники, как в Японии, так и за ее
пределами.
В
нашей стране, среди ее самых широких слоев
населения, проявляется очень большой
интерес к японским национальным традициям
и, прежде всего, к такой красивой, как
икэбана. Велико желание, особенно у женской
половины общества, приобщиться к этому
искусству, овладеть хотя бы его основами.
Посредством икэбаны мы можем в какой-то
степени научиться у японцев более тонко
подмечать природную красоту, отражать ее и
свои ощущения в цветочных композициях.
Освоение художественно-композиционных
принципов и техники подготовки, обработки и
расстановки цветов обогащает
отечественный фитодизайн и аранжировку
цветов, дает новый импульс для современного
развития.
Философские
и религиозные основы икэбаны к настоящему
времени в значительной мере утратили свой
изначальный смысл под влиянием времени и
развитие мировой культуры. Теория и
практика древних стилей не являются для нас
предметом первостепенного внимания. Да и в
самой Японии эти стили считаются сейчас
старомодными и применяются, главным
образом, как атрибут национальных и
религиозных ритуалов. Вряд ли привьется на
нашей земле икэбана и крайнего
авангардистского толка, в которой нет
растений.
Мы
видим в икэбане и надежное средство
эстетического воспитания людей, вовлечения
их в сферу самодеятельного творчества,
развития любви и бережного отношения к
окружающей природе.
Было
бы неблагодарным делом для нас усердное
копирование работ японских мастеров, ведь
подлинное искусство уникально. Кроме того,
у нас, как и в любой другой стране, есть свои
традиции, взгляды на окружающий мир, свои
вкусы, своя история и опыт, свои растения,
сосуды для цветов, наконец, материальные и
другие возможности.
В
настоящее время икэбана многолика,
разнообразна по качественному и
количественному составу растительного
материала, размерам и сложности композиций,
по стилям, выразительности, по назначению и
т. д.
Развитие
этого искусства и обучение ему проходит в
Японии в рамках определенных школ,
количество которых там исчисляется сотнями.
Обучаются икэбане не вообще, а икэбане той
или иной конкретной школы, имеющей свои
теоретические установки, стили, способы и
технику подготовки и расстановки растений
в композициях, свою программу обучения.
Более солидные школы имеют разветвленную
сеть филиалов в стране и за рубежом.
Начало
планомерному изучению и широкой
популяризации икэбаны в нашей стране
положил московский клуб «Икэбана», который
был учрежден в 1968 г.
Настоящая
работа не претендует на исчерпывающую
полноту освещения всех связанных с
икэбаной вопросов. В ней даются лишь основы
этого искусства, как общие для всех ее направлений и школ,
так и принципы и стили, которых
придерживаются каждая из трех ведущих школ
Японии, а именно – Икенобо, Охара и Согецу. В
помощь организаторам обучения по икэбане,
преподавателям и учащимся, с любезного
разрешения руководства школы Согецу, здесь
приводится полная программа двухлетнего
обучения и авторизованный перевод учебника
этой школы. |