Учебник

В начало  Вперед  Назад

ШКОЛА СОГЕЦУ(продолжение)

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДЛИНУ ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ. Красота композиции в целом состоит в гармоничном сочетании и определенном равновесии растительного материала в сосуде. Поэтому величина главных элементов определяется в зависимости от размера вазы. Опытный художник может без труда определить на глаз правильные пропорции сосуда и растений. В помощь же начинающему аранжировщику разработаны некоторые простые числовые стандарты подсчета размеров используемых веток и цветов.

Рис. 66. Определение длины главных элементов.
Размер вазы - А (диаметр вазы), В (глубина вазы)

Длина син определяется следующим образом: берется диаметр вазы, прибавляется ее высота, полученная сумма увеличивается в 1,5 раза. У низкой вазы, удлиненной или овальной, вместо диаметра измеряют ее большую протяженность. Если в зависимости от степени пышности материала (например, при использовании небольших легких цветов), а также от места расположения икэбаны, требуется композиция меньшего размера, тогда сумму диаметра и высоты вазы можно не увеличивать. При создании несколько укрупненной аранжировки, например, когда имеют дело с тонким или с особо изящным материалом, эту сумму увеличивают не в 1,5, а в 2 раза.

Длина соэ определяется по син: берется ¾ ее длины. Длина хикаэ измеряется по соэ: ¾ ее длины, а иногда только ½ длины соэ. Размер вдвое меньше, чем соэ, предпочтительнее в том случае, когда создается более крупная композиция, и хикаэ величиною в ¾ от соэ выглядел бы громоздким и некрасивым, или когда используются более крупные цветы. Размер цветоножек хикаэ лучше определять на глаз, так как в зависимости от окраски цветов даже правильно отмеренная длина может зрительно искажаться.

  

Рис. 67. Углы наклона главных элементов

Рис 68. Опеределение длины главных элементов

Изучение икэбаны начинается с освоения основных стилей, принятых в школе. Основных стилей два: морибана – аранжировка в низких вазах на наколках и нагеирэ – аранжировка в высоких вазах. В каждом из этих стилей различают две основные формы: основная прямостоячая  (риссинкей) и основная наклонная (кейсинкей). Их различие обусловлено положением ветки син: если она наклоняется всего на 10-15’’, то форма называется прямостоячей, если она сильно наклонена и вторая главная ветка возвышается над нею, то форма называется наклонной. От учащихся требуется прежде всего прочно усвоить эти основные формы, а затем несколько их вариантов. В этих вариантах главные стебли меняют свои позиции и углы наклона. Таких вариантов восемь и еще несколько дополнительных разновидностей.

РАЗМЕЩЕНИЕ НАКОЛКИ В ВАЗЕ И РАСТЕНИЙ НА НАКОЛКЕ. Положение наколки в низкой вазе имеет немаловажное значение. Ее ставят обычно в одну из четырех частей вазы, но в некоторых случаях и в промежутках между ними (см. схему). Все зависит от используемого растительного материала, варианта композиции и замысла аранжировщика. Интересно, что одна и та же композиция в разных местах вазы будет выглядеть по-иному, так что начинающий получит истинное удовольствие, примеряя свое произведение к разным местам широкого сосуда, пока не найдет самую выгодную позицию для него. Единственное положение, пожалуй, противопоказанное даже в круглых вазах,- это центральное. По возможности его надо избегать, даже если композицию надлежит обозревать со всех сторон, хотя в небольших вазочках приходится это делать.

Рис. 69. Размещение наколки в вазе

Рис 70. Места расположения главных элементов на наколке

Размещение цветов и веток на наколке тоже имеет большое значение как для внешнего вида композиции, так и для ее устойчивости. Как правило, главные ветки и цветы, образующие остов аранжировки, ставят в углах воображаемого треугольника на наколке (см. схему). Все дополнительные ветки и цветы размещают между главными в пределах этого треугольника.  

В начало  Вперед  Назад